РВБ: Велимир Хлебников. Творения Версия 1.4 от 23 сентября 2000 г.

 

220. I, 283; перепеч. Хл. 1936: 325. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ; сохранилась черн. ред.). Поэма посвящена сестрам Синяковым (загл. восходит к фамилии адресатов), связана с Красной Поляной (см. примеч. 209) и пребыванием Оксаны (Ксении) Синяковой-Асеевой (1893 — 1985) и Н. Н. Асеева на Дальнем Востоке (1917 — 1922). Поэма написана в марте — апр. 1922 г., после возвращения Асеевых в Москву. Текст пронизан цитатами и реминисценциями главным образом из сб. Асеева "Бомба" (Владивосток, 1921).

  1. К сеням... — анаграмма имени Ксении Синяковой.
  2.  Кутя — ее домашнее прозвище.
  3.  И зашатать морские полы и сл.— вероятно, навеяно стих. Асеева "Пляска" и "Приглашение к пляске".
  4.  Что брошено ими "уми" // Из "умирая" — ср. в стих. Асеева "Москва на взморье": "Ты звонкие узы ковала // вкруг страшного слова "умрем".
  5.  Черных и белых народов и сл.— игра на рояле О. Синяковой (ср. ниже образ дороги и времени как фортепианной игры: И бегали пальцы дороги стучания // По черным и белым дощечкам ночей); ср. также описание рояля в поэме 214.
  6. Где руны: весна — Мы! — образ связан с созданием манифеста "Воззвание Председателей земного шара" (см. 261).
  7. Поссорившись с буднями ...Увидеться с студнями и сл.: На полотне обычных будней // Умеете..? — восходит к образам стих. Маяковского "А вы могли бы?"
  8. Будильник семи голосов — в Красной Поляне жили четыре сестры и трое братьев Синяковых.
  9. Синголы — образ связан, вероятно, со словом "монголы" и основой "син" (от лат. Sina — Китай), а также с деревенским прозвищем сестер "синяки-голяки" (ср. укр. название растения "синеголов").
  10. И жемчуг — около занозы — восходит к образу "Оксана! Жемчужина мира!" (или сокращенно — Окжемир) из цикла Асеева "Заржавленная лира".
  11. Альчики(и бабки) — игра в кости, ср. стих. "Да, есть реченья князь и кнезь..." (НП, 270).
  12. Москву овладивосточить — восходит к образам стих. Асеева "Москва на взморье".
  13. Сверкали волны Иртыша и сл.— вариации на народную песню о Ермаке.
  14. Дерзкая другов ватага — здесь: Председатели земного шара.
  15.  Глаголь, Рцы, Мыслете, Како — старинные названия букв г, р, м, к; об их знач. см. ст. 268.
  16. Когда сошлись Глаголь и Рцы — здесь: первая мировая война, Глаголь — нач. буква слов Германия и Гогенцоллерны, а Рцы — слов Россия и Романовы (ср. в "Зангези").
  17.  От вывесок пив и пивца — восходит к образам стих. Асеева "Объявление".
  18. Очей Очимира певца — т. е. Асеева.
  19. Охотники, удачи! — образ восходит к стих. Асеева "Охота".
  20. Нас двое, смерть придет, утроит — имеется в виду "основной закон времени", см. V, 324.
  21. Ушлый (устар.) — ушедший.
  22. Ка-рогое — неологизм.
  23. Дуров В. Л. (1863 — 1924) — известный клоун и дрессировщик, к-рый "вывел к выстрелам", как зверей, Колчака, Корнилова и Каледина (ср. "Ка начинает слова около смерти" — V, 205).
  24. Ругил(Ругилас) — предводитель гуннов, дядя Аттилы.
  25. Кук! Ку-кук! // Об этом прежде знал Гнедов и сл.— Гнедов В. И. (1890—1978) — поэт-эгофутурист, издал сб. "Временник 4-й" (1918), где опубликовал Хл., участник ноябрьских боев 1917 г. в Москве. Хл. наделяет его даром предвидения событий и возводит пророчества к его раннему стих. "Кук" (1913).
  26. Насмешливо лилося "Люли" и сл.— см. примеч. 234
  27. О, синяя!небе, на котором ~ И в синий блеск весь мир исчез — обращено к Вере Синяковой (см. поэму 209); этот фрагмент в черн. ред. озагл. "Я в Красной Поляне" (ЦГАЛИ).
  28. Стояла надписью Саяна — см. примеч. 123.
  29. Разум мировой — см. примеч. 263.
  30. Ватага вер — игра слов: вероисповедание и имя героини.

 

© Электронная публикация - РВБ, 1999, 2000.
РВБ